Обеспечение безопасности детей при работе в Интернет

Сегодня все больше и больше компьютеров подключаются к работе в сети Интернет. При этом все большее распространение получает подключение по высокоскоростным каналам, как на работе, так и дома. Все большее количество детей получает возможность работать в Интернет. Но вместе с тем все острее встает проблема обеспечения безопасности наших детей в Интернет. Так как изначально Интернет развивался вне какого-либо контроля, то теперь он представляет собой огромное количество информации, причем далеко не всегда безопасной. В связи с этим и с тем, что возраст, в котором человек начинает работать с Интернет, становится все моложе, возникает проблема обеспечения безопасности детей. А кто им может в этом помочь, если не их родители и взрослые?

Следует понимать, что подключаясь к Интернет, ваш ребенок встречается с целым рядом угроз, о которых он может даже и не подозревать. Объяснить ему это обязаны родители перед тем, как разрешить ему выход в Интернет.

 Правила использования сети Интернет
в образовательной организации

1. Общие положения

1.1. Настоящие Правила регулируют условия и порядок применения ресурсов сети Интернет учащимися, преподавателями и сотрудниками в образовательных организациях.

1.2. Настоящие Правила имеют статус локального нормативного акта образовательной организации. Если нормами действующего законодательства Российской Федерации предусмотрены иные требования, чем настоящими Правилами, применяются нормы действующего законодательства Российской Федерации.

1.3. Использование сети Интернет в образовательной организации подчинено следующим принципам:

—       соответствия образовательным целям;

—       способствования гармоничному формированию и развитию личности;

—       уважения закона, авторских и смежных прав, а также иных прав, чести и   достоинства других граждан и пользователей сети Интернет;

—       приобретения новых навыков и знаний;

—       расширения применяемого спектра учебных и наглядных пособий;

—       социализации личности, введения в информационное общество.

 

2. Организация и политика использования сети Интернет
в образовательной организации

2.1. Использование сети Интернет в образовательной организации возможно исключительно при условии ознакомления и согласия лица, пользующегося сетью Интернет в Образовательной организации, с настоящими Правилами.

Ознакомление и согласие удостоверяется подписью лица в Листе ознакомления и согласия с Правилами. Ознакомление и согласие несовершеннолетнего удостоверяется, помимо его подписи, также подписью его родителя или иного законного представителя.

2.2. Руководитель образовательной организации (далее — Директор) является ответственным за обеспечение эффективного и безопасного доступа к сети Интернет в образовательной организации, а также за внедрение соответствующих технических, правовых и др. механизмов в образовательной организации.

2.3. Непосредственное определение политики доступа в Интернет осуществляет общественный Совет образовательного учреждения, состоящий из представителей педагогического коллектива, сотрудников образовательного учреждения, профсоюзной организации, родительского комитета и ученического самоуправления.

Очередные Собрания общественного Совета образовательного учреждения проходят с периодичностью, установленной общественным Советом образовательного учреждения.

Общественный Совет образовательного учреждения:

—       принимает решение о разрешении/блокировании доступа к определенным ресурсам и (или) категориям ресурсов сети Интернет, содержащим информацию, запрещенную законодательством Российской Федерации и/или несовместимую с задачами образовательного процесса с учетом социокультурных особенностей конкретного региона;

—       определяет характер и объем информации, публикуемой на Интернет-ресурсах образовательного учреждения;

—       дает Директору образовательного учреждения рекомендации о назначении и освобождении от исполнения своих функций лиц, ответственных за непосредственный контроль безопасности работы в сети Интернет и соответствия ее целям и задачам образовательного процесса.

2.4. Во время занятий контроль за использованием учащимися сети Интернет в соответствии с настоящим Правилами осуществляет преподаватель, ведущий занятие.

Преподаватель:

—       наблюдает за использованием компьютера и сети Интернет учащимися;

—       запрещает дальнейшую работу учащегося в сети Интернет в случае нарушения учащимся настоящих Правил и иных нормативных документов, регламентирующих использование сети Интернет в образовательной организации;

—       принимает предусмотренные настоящими Правилами и иными нормативными документами меры для пресечения дальнейших попыток доступа к ресурсу/группе ресурсов, несовместимых с задачами образования.

Во время использования сети Интернет для свободной работы контроль за использованием сети Интернет осуществляет лицо, уполномоченное на то общественным Советом образовательного учреждения (далее – Уполномоченное лицо).

Уполномоченное лицо:

—       определяет время и место для свободной работы в сети Интернет учащихся, преподавателей и сотрудников образовательной организации с учетом использования соответствующих технических мощностей образовательной организации в образовательном процессе, а также длительность сеанса работы одного человека;

—       контролирует объем трафика образовательной организации в сети Интернет;

—       наблюдает за использованием компьютера и сети Интернет учащимися;

—       запрещает дальнейшую работу учащегося в сети Интернет в случае нарушения учащимся настоящих Правил и иных нормативных документов, регламентирующих использование сети Интернет в образовательной организации;

—       не допускает учащегося к работе в сети Интернет в предусмотренных настоящими Правилами случаях;

—       принимает предусмотренные настоящими Правилами и иными нормативными документами меры для пресечения дальнейших попыток доступа к ресурсу/группе ресурсов, несовместимых с задачами образования.

2.5. При использовании сети Интернет в образовательной организации осуществляется доступ только на ресурсы, содержание которых не противоречит законодательству Российской Федерации и не является несовместимым с целями и задачами образования.

Проверка такого соответствия осуществляется с помощью специальных технических средств и программного обеспечения контекстного ограничения доступа, установленного в образовательной организации или предоставленного оператором услуг связи.

Использование сети Интернет в образовательной организации без применения данных технических средств и программного обеспечения (например, в случае технического отказа) допускается только для лиц, достигших 18 лет, с индивидуального разрешения Директора Образовательной организации.

Пользователи сети Интернет в образовательной организации понимают, что технические средства и программное обеспечение не могут осуществлять полную фильтрацию ресурсов сети Интернет в связи с частотой обновления ресурсов сети Интернет и в связи с этим осознают возможную опасность столкновения с ресурсом, содержание которого противоречит законодательству Российской Федерации и является несовместимым с целями и задачами образовательного процесса. Участники процесса использования сети Интернет в образовательной организации  осознают, что образовательной организации   не несет ответственности за случайный доступ к подобной информации, размещенной не на Интернет-ресурсах Образовательной организации.

2.6. Принятие решения о политике доступа к ресурсам/группам ресурсов сети Интернет принимается общественным Советом образовательной организации самостоятельно либо с привлечением внешних экспертов, в качестве которых могут привлекаться:

—       преподаватели образовательной организации  и других образовательных организаций;

—       лица, имеющие специальные знания либо опыт работы в рассматриваемой области;

—       представители органов управления образованием.

При принятии решения общественный Совет образовательной организации, эксперты руководствуются:

—       законодательством Российской Федерации;

—       специальными познаниями, в том числе полученными в результате профессиональной деятельности по рассматриваемой тематике;

—       интересами учащихся, целями образовательного процесса;

—       рекомендациями профильных органов и организаций в сфере классификации ресурсов сети Интернет.

2.7. Отнесение определенных категорий и/или ресурсов в соответствующие группы, доступ к которым регулируется техническим средствами и программным обеспечением контекстного технического ограничения доступа к информации, осуществляется лицом, уполномоченным Директором образовательной организации по представлению общественного совета образовательной организации.

Категории ресурсов, в соответствии с которыми определяется политика использования сети Интернет в образовательной организации и доступ к которым регулируется техническими средствами и программным обеспечением контекстного технического ограничения доступа к информации, определяются в установленном порядке.

2.8. Принципами размещения информации на Интернет-ресурсах образовательной организации являются:

—       соблюдение действующего законодательства Российской Федерации, интересов и прав граждан;

—       защита персональных данных учащихся, преподавателей и сотрудников;

—       достоверность и корректность информации.

Персональные данные об учащихся (фамилия и имя, класс, возраст, фотография, место жительства, телефоны и иные контакты, иные сведения личного характера) могут размещаться на Интернет-ресурсах образовательной организации (сайт образовательной организации) только с письменного согласия родителей или иных законных представителей учащихся. Персональные данные преподавателей и сотрудников образовательной организации размещаются на Интернет-ресурсах образовательной организации только с письменного согласия преподавателя или сотрудника, чьи персональные данные размещаются.

В информационных сообщениях о мероприятиях на сайте образовательной организации без согласия лица или его законного представителя могут быть упомянуты только фамилия и имя учащегося либо фамилия, имя и отчество преподавателя\сотрудника\родителя.

При истребовании такого согласия представитель образовательной организации и (или)  представитель общественного Совета образовательной организации ) разъясняет лицу возможные риски и последствия опубликования персональных данных. Образовательной организации не несет ответственности в случае наступления таких последствий, если имелось письменное согласие лица (его представителя) на опубликование персональных данных.

3. Процедура использования сети Интернет

3.1. Использование сети Интернет в образовательной организации осуществляется, как правило, в целях образовательного процесса. В рамках развития личности, ее социализации и получения знаний в области сети Интернет и компьютерной грамотности лицо может осуществлять доступ к ресурсам необразовательной направленности.

3.2. По разрешению Уполномоченного лица учащиеся (с согласия родителей, законных представителей), преподаватели и сотрудники вправе:

—       размещать собственную информацию в сети Интернет на Интернет-ресурсах образовательной организации;

—       иметь учетную запись электронной почты на Интернет-ресурсах образовательной организации.

3.3. Учащемуся запрещается:

—       находиться на ресурсах, содержание и тематика которых является недопустимой для несовершеннолетних и/или нарушающей законодательство Российской Федерации (эротика, порнография, пропаганда насилия, терроризма, политического или религиозного экстремизма, национальной, расовой и т.п. розни, иные ресурсы схожей направленности);

—       осуществлять любые сделки через Интернет;

—       осуществлять загрузки файлов на компьютер образовательной организации без разрешения уполномоченного лица;

—       распространять оскорбительную, не соответствующую действительности, порочащую других лиц информацию, угрозы.

3.4. Уполномоченное лицо проверяет, является ли данный учащийся допущенным до самостоятельной работы в сети Интернет.

3.5. При случайном обнаружении лицом, работающим в сети Интернет, ресурса, содержимое которого несовместимо с целями образовательного процесса, он обязан незамедлительно сообщить о таком ресурсе Уполномоченному лицу с указанием его Интернет-адреса (URL) и покинуть данный ресурс.

Уполномоченное лицо обязано:

—       принять сообщение лица, работающего в сети Интернет;

—       довести информацию до сведения общественного Совета образовательной организации для оценки ресурса и принятия решения по политике доступа к нему в соответствии с п.2.3 настоящих Правил;

—       направить информацию о некатегоризированном ресурсе оператору технических средств и программного обеспечения технического ограничения доступа к информации (в течение суток);

—       если обнаруженный ресурс явно нарушает законодательство Российской Федерации – сообщить об обнаруженном ресурсе по специальной «горячей линии» для принятия мер в соответствии с законодательством Российской Федерации (в течение суток).

Передаваемая информация должна содержать:

—       интернет-адрес (URL) ресурса;

—               тематику ресурса, предположения о нарушении ресурсом законодательства Российской Федерации либо несовместимости с задачами образовательного процесса;

—       дату и время обнаружения;

—       информацию об установленных в образовательной организации технических средствах технического ограничения доступа к информации.